Пресс-служба
СМИ о нас
Опубликовано: газета «Труд», № 60-т/13 (26302-т), 6—12 апреля 2011 г.
Оригинальная верстка (формат JPEG, 1.54 МБ)
Должником быть не выгодно
Отопительный сезон пока не завершился, но конец его уже не за горами. В это время поставщики энергоресурсов подводят предварительные итоги работы, в том числе сверяют финансовые взаимоотношения с потребителями. Для компании «Газпром межрегионгаз Омск» данный этап очень важен, потому что в мае она должна защищать объемы природного газа, которые получит Омская область в новом отопительном сезоне. И при выделении лимитов всегда учитывается наличие долгов по оплате за уже потреблённое топливо.
Как выглядит ситуация в нашем регионе? По данным Олега Сергеева — руководителя отдела компании по работе с социально значимой категорией потребителей, то есть с населением, на 1 апреля общая задолженность абонентов составила порядка 100 млн рублей. Цифра, конечно, серьезная, но это вовсе не значит, что большинство граждан можно отнести к разряду злостных неплательщиков — таких как раз немного, и с ними постоянно ведется работа. Механизм простой. Если человек не платит месяц, другой, третий, ему сначала по почте отправляют на домашний адрес два письменных уведомления, а затем в один не очень прекрасный для должника момент приходят специалисты и просто перекрывают газ.
На подводящую трубу ставится замок, и абонент вынужден готовить пищу, например, на электроплитке, что, разумеется, не очень удобно. Но главная неприятность еще впереди. Чтобы вернуть блага цивилизации, придется заплатить за работу по подключению порядка 3000 рублей. Очень невыгодная получается стратегия: стоимость голубого топлива относительно невелика, редко в какой квартире на приготовление пищи тратится газа в год больше, чем на 500 рублей, а тут нужно сразу выложить такую сумму. Пять лет на нее можно борщи варить.
Впрочем, говорит Олег Сергеев, встречаются и должники идейные, если можно так выразиться. Хозяин одного коттеджа в Ростовке, например, не платит принципиально. Его за долги от сети газоснабжения отключили, он отдал за подключение три тысячи, погасил задолженность, а за потребление опять не платит. Случай, конечно, редкий, но законом предусмотрены способы воздействия и на таких абонентов — с ними можно просто расторгнуть договор на поставку топлива в одностороннем порядке.
Ну а что касается других должников, прежде всего меры воздействия предусмотренные законодательством применяются к тем из них, кто не платит длительное время — свыше трёх месяцев. Это первые кандидаты на отключение. Всего, по словам Олега Сергеева, ежегодно производится отключение порядка трех тысяч абонентов. На сегодняшний день компания поставляет голубое топливо 169 тысячам абонентов Омска и Омской области. Как видим, цифры несопоставимые, и говорят они о том, что с подавляющим большинством потребителей сложились нормальные партнерские отношения.
Если продолжить тему финансовых отношений с абонентами, природа образования задолженности бывает разная. Иной раз долгов и вовсе нет, но они значатся. Например, когда человек «забывает» ежемесячно сообщать показания счетчика поставщику. Тогда суммы ему начисляются по нормативу, который обычно реальное потребление превышает.
Еще одна проблема — счетчики, не прошедшие поверку. В прошлом году таковых было выявлено четыре с половиной тысячи. Если абонент не заглядывает в паспорт прибора учета и продолжает платить по его показаниям после истечения межповерочного срока, он, сам того не ведая, может легко попасть в разряд должников. Олег Сергеев подчеркивает: счетчик считается поверенным, а его показания учитываются при расчётах за газ, если в паспорте прибора стоит клеймо поверителя, а на приборе пломба ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск». На решение этой проблемы компания дает абоненту месяц, после чего, если процедура не выполнена, он автоматически переводится на норматив. Но чтобы не стать должником, достаточно просто быть внимательным.
Определенную лепту в общую задолженность перед потребителями вносят и льготники. До монетизации льгот половину суммы платежей за них вносил бюджет — хотя бы эти деньги в компанию поступали исправно. Теперь вся сумма перечисляется на личные счета граждан, нередко случается, что до поставщика топлива ничего не доходит. Понятно, что возрастает задолженность. С такими абонентами сотрудники компании «Газпром межрегионгаз Омск» ведут терпеливую и кропотливую работу.
Платежная дисциплина важная сторона культуры отношений. Вот если, скажем, человеку задержать на месяц-другой зарплату — сочтет ли он это не заслуживающей внимания мелочью? Вряд ли. А ведь здесь то же самое.
Стоит отметить, что в разных муниципальных образованиях ситуация с долгами разная. Например, в прошлом году не в лучшую сторону выделялись жители Омского и Калачинского районов — службе по работе с населением пришлось уделить им повышенное внимание. В нынешнем году здесь все нормально, зато, по словам Олега Сергеева, значительно понизились платежи населения Тюкалинского и Крутинского районов, поэтому летняя кампания по приостановлению подачи газа должникам стартует именно там.
Кстати, количество абонентов компании «Газпром межрегионгаз Омск» ежегодно увеличивается на 8-10 тысяч. В прошлом году, например, основной прирост наблюдался в Нововаршавском, Москаленском и Шербакульском районах, а также в Кировском и Центральном округах Омска. В результате объемы потребления газа населением региона выросли на 31 млн кубических метров. Аналогичная программа намечена и на этот год. А чем больше становится потребителей, тем большее значение приобретает четкая организация взаимодействия с ними. В том числе по вопросам своевременности внесения платежей за газ.