Пресс-служба
СМИ о нас
Опубликовано: газета «Аргументы и факты», № 41, 9 —15 октября 2013 г.
Оригинальная верстка (формат PDF, 1.94 МБ)
Плохие хозяева не платят по счетам
Как совместить право владения собственностью, отсутствие совести и необходимость платить
Мы все знаем свои права — в кране должна быть вода, в лампочке — свет, а батареи должны быть не просто тёплыми, а горячими. Должны, должны, должны…
И это притом, что долги собственников исчисляются сотнями миллионов рублей.
Финансовый тупик
Повлиять на ситуацию не могут даже представители власти.
— Каждый собственник заключает договор напрямую с поставщикам и ресурсов, и вмешиваться в эти отношения город не может, — говорит Татьяна Дрожняк, начальник отдела экономики департамента городского хозяйства администрации Омска. — Долг населения перед МП «Тепловая компания» составляет 191 млн рублей. В текущем году в ходе акции «Долг» передано в суд 771 исковое заявление. Опубликовано обращение к неплательщикам в СМИ.
— За взимание долгов ресурсники взялись всерьёз, — говорит Сергей Дедов, начальник отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», — на начало мая дебиторская задолженность населения (а это свыше 200 000 абонентов) поставщику топлива составляла более 200 млн рублей. За летние месяцы в результате проведения работы задолженность сократилась, и на начало отопительного сезона составляет около 87 млн рублей. Очень часто среди неплательщиков встречаются состоятельные люди — владельцы коттеджей, дорогих автомобилей. Неплатежи десяти таких абонентов за год образуют задолженность около миллиона рублей. В отношении таких должников мы, руководствуясь действующим законодательством, прибегаем к крайним мерам — отключаем от сети. Эффективно такой метод работает и в районах — как только машина газовой службы приезжает в деревню и наши контролёры заходят в первый дом, у почтового отделения выстраивается очередь. Кстати, для возобновления подачи газа необходимо заплатить 2 000–3 000 рублей.
Гнилая середина
Многие тепло и горячую воду в дома получают не напрямую от ресурсоснабжающих компаний (РСО), а через котельные, которые обслуживают организации коммунального комплекса (ОКК), они же собирают платежи за тепло, работая с населением напрямую. На сегодня такие организации не погасили долги за потреблённый природный газ отопительного сезона прошлого года (!) — долги превышают 39 млн рублей. В числе неплательщиков МУП «Теплокоммунэнерго» (Черлакский район) — задолженность 16 млн рублей, ООО «Карат» (Омский район) — 7,6 млн рублей, ООО «Теплосервис» (Русско-Полянский район) — 4,6 млн рублей, ООО «Тепловик 1» (Нововаршавский район) — 3,6 млн рублей.
— Наличие просроченной дебиторской задолженности, неплатежи за текущее газопотребление, увеличение объёмов отбора газа в связи с понижением среднесуточной температуры приводят к увеличению общего долга перед региональной газовой компанией. Непростая ситуация, сложившаяся в регионе с ростом задолженности, может привести к сокращению поставок газа в районы области пропорционально задолженности. Кроме того, неплатежи за природный газ могут отрицательно повлиять на объём инвестиций, которые ОАО «Газпром» выделяет на значимые социальные программы в регионе«, — комментирует ситуацию Сергей Подольный, заместитель генерального директора ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» по реализации газа.
В настоящее время с организациями–должниками ведётся работа по составлению графиков погашения долгов. Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области ежедневно информируется о платежах за газ.
Такие сложности в работе с должниками вынуждают ресурсников разрабатывать всё новые способы взаимодействия с собственниками.
Татьяна Емельянова, начальник абонентского отдела ЦАО СП «Теплоэнергосбыт», отметила:
— Нам должны более 800 млн рублей. Методы возврата долгов у нас самые разные — от автодозвона и предупреждающих квитанций до стимулирующей акции «Пени», когда в заранее заявленное время абонент может погасить долг без пени, если она составляет менее 500 рублей. Если пеня более 500 рублей, то гасится половина от этой суммы. Самые добросовестные плательщики — пенсионеры. Мы допускаем, что порой работающие абоненты просто не успевают вовремя оплатить квитанции, поэтому расширяем возможности оплаты, в том числе и круглосуточной. Самый хороший пример — сайт vseplatezhi.ru.
Совесть или суд?
В поисках решений компании прибегают к помощи коллекторских агентств, которые традиционно ассоциируются с взиманием долгов для банков.
— Мы работаем с управляющими компаниями и ресурсными организациями в нескольких регионах страны, — рассказывает Ольга Наничкина, директор по продажам федерального коллекторского агентства, — в Омске такая практика не очень распространена — и напрасно. По нашему опыту, долги сферы ЖКХ взыскиваются довольно неплохо, в отличие от банковских. Мы всегда знаем, где искать должника — люди не носят домики как улитки. Процент собираемости переданных нам на управление долгов составляет до 20% в месяц. Мы тесно работаем со службой судебных приставов — нередко у них не хватает собственных ресурсов, времени, а вот коллекторы, работая за проценты, находят и время, и силы.
Дружнее дом меньше долгов
В свою очередь, представители профессиональных объединений и общественные деятели не устают апеллировать к разуму и совести омичей. Однако даже они начинают предлагать всё более радикальные решения.
— Проблема неплатежей сегодня в городе достигла критического уровня — иногда компании оказывают услуги при отрицательном балансе на счёте, а ведь речь идёт не только о повседневных услугах, а о текущем ремонте, подготовке к зиме, заработной плате дворников, слесарей, уборщиц. Боюсь, что такое отношение собственников можно квалифицировать только как потребительское, — поделилась Оксана Севастюк, генеральный директор управляющей компании ООО «УК «ЦентрЖилСервис», — мы все мечтаем жить на европейском уровне. В то же время не хотим вовремя платить как раз за те услуги, которые делают нашу жизнь комфортнее. Всё дело в отношении собственников к своему жилью. Вот уже почти два десятка лет каждый житель — собственник в своей квартире, в своём доме, своём дворе. Можно относиться к этому только как к грузу ответственности, а можно как к возможности всё изменить к лучшему.
Положительных примеров сотрудничества жителей и управляющей компании у нас много. Лучший пример — благоустройство дворов и придомовых территорий. От этого не только комфортнее жизнь, но и жители солидарнее. А ведь не секрет, что чем дружнее дом, чем более активны жильцы, тем меньше долгов числится за домом.
Сегодня мы добились того, к чему шли долгое время — жители принимают участие в расходовании средств и всегда в курсе, сколько приобретено ламп, заменено задвижек системы отопления или почтовых ящиков. Также мы всегда готовы показать лицевой счёт дома, где как раз отражается текущая финансовая ситуация. Отсюда родилось понимание, что сколько стоит. Такой подход в корне меняет сознание жителей, они с гораздо большим пониманием относятся к квитанциям за услуги управляющей компании. Принцип нашей компании «Жить комфортно, работать открыто» получает постоянное подтверждение: чем крепче будет обратная реакция от жителей, тем эффективнее будет работа управляющей организации. Как только мы получаем понимание, что не платить управляющей компании — это делать хуже самому себе и своим соседям, мы получаем оплату наших услуг, близкую к 100%. Вот и выходит, что профилактика и разъяснение — проще и дешевле для обеих сторон. Ведь судебные разбирательства занимают много сил и времени, которые гораздо эффективнее тратить на настоящую работу.
Способы есть!
— И при работе со своими избирателями, и в «Школе управдома» (записаться можно по телефону 31–05–11) мы обсуждаем со старшими по домам проблему долгов, — рассказывает Алексей Сокин, заместитель председателя Омского городского Совета.
— Чаще всего я слышу предложение об увеличении заработной платы и пенсий. Однако практика показывает — самыми честными собственниками являются пенсионеры. Пока нет прецедентов по выселению неплательщиков в соответствии с жилищным кодексом. Да, на их стороне закон о праве собственности. А у организаций ЖКХ отобрали все инструменты воздействия ведь нельзя даже указать фамилию должника, так как действует закон о персональных данных.
— Мы изучили опыт других регионов, и нашли несколько методов, которые, должны быть применены в Омске, — уверен Денис Лебедев, исполнительный директор СРО НП «Содействие развитию ЖКК», — прежде всего, речь идёт об обязательных работах. Нет средств — отработай на уборке и благоустройстве города в счёт своего долга. Другое верное средство позволит работать в рамках 354 постановления, связывающего руки ОмскВодоканалу, когда ни при каких обстоятельствах нельзя отключать холодную воду. В Чебоксарах, например, воду не отключают — там перекрывают канализацию.
Дарья Комарова