Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано: журнал «Омский бизнес-журнал», № 7, июль 2014 г.
Оригинальная верстка (формат JPEG, 1.26 МБ)

Долговой вопрос

Все коммунальные предприятия области находятся в одинаковом положении, но одни выполняют свои обязательства перед поставщиком топлива, а другие нет. Почему?

Очередной отопительный сезон предприятия жилищно-коммунального комплекса области вновь завершили с многомиллионными долгами за газ. По словам генерального директора ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» Виктора Варжина, просроченная задолженность предприятий жилищно-коммунального комплекса перед поставщиком газа превысила 200 млн. рублей. Эта ситуация повторяется ежегодно, причем обозначилась очевидная тенденция к ее ухудшению: на ту же дату прошлого года долгов накопилось «всего» на 137,7 млн.

В течение года и особенно каждую весну поставщик голубого топлива вынужден применять весь набор имеющихся в его арсенале мер: ведет переговоры с должниками, подписывает графики реструктуризации долгов, обращается с исками в суд о взыскании задолженности, прибегает к крайним мерам, ограничивая подачу газа самым недобросовестных предприятиям. Причем в списке таковых тоже, как правило, значатся одни и те же компании.

В принципе, трудности коммунальщиков в сельских районах можно понять — проблем у них действительно, что называется, выше головы. Но вот вопрос: почему одни с ними справляются, а другие — нет? ООО «Тепловик», например, из Шербакульского района, которое возглавляет Сергей Баранец, долгов за газ никогда не имело, с поставщиком рассчитывается своевременно, еще и предоплату производит перед началом отопительного сезона. В Шербакуле что — условия какие-то особые? Да нет, самые обычные.

В середине «нулевых» здесь обанкротилось под грузом долгов муниципальное коммунальное предприятие. А вот пришедший на его место «Тепловик» работает вполне успешно. Что изменилось?

Начнем с того, что сделали выводы из предыдущих ошибок муниципальные власти. Ранее МУП занимался всем — от бань до предоставления всех коммунальных услуг и обслуживания жилья. Неповоротливое хозяйство разделили, и функция теплоснабжения была передана частному «Тепловику». Впрочем, контроль важной сферы жизнеобеспечения муниципалитет сохранил, оставив за собой в уставном капитале предприятия долю в 25%.

С долговой проблемой Сергей Баранец столкнулся практически сразу. Анализ ситуации показал, что долги накапливались по двум причинам: во-первых, крайне низка платежная дисциплина потребителей, а во-вторых, принятые тарифы не покрывали затрат поставщика тепла. С предложением изменить тариф Баранец вышел в муниципальные органы законодательной и исполнительной власти. Легко догадаться, как оно было воспринято. Но директор «Тепловика» не сдался и продолжал настаивать на своем. Выступая перед депутатами заявил, что вообще готов поставлять тепло бесплатно, если они примут решение компенсировать затраты предприятия из районного бюджета. Ведь чудес в экономике не бывает.

Понятно, что компенсировать никто ничего не собирался и понятно, какие встречные предложения получил директор: мол, повышай эффективность производства, снижай необоснованные затраты. А какие затраты являются необоснованными? Разумеется, никто ответить на этот вопрос не мог. Тогда Сергей Баранец пригласил из Омска аудиторскую фирму, которая все разложила по полочкам. С цифрами в руках доказывать стало легче. В конце концов, здравый смысл победил, и с тарифами навели порядок. Ведь на самом деле никто в районе не заинтересован в том, чтобы новое коммунальное предприятие обанкротилось, как и старое. В том числе, не заинтересованы и сами потребители, поскольку только дееспособная компания способна оказывать качественные услуги.

Ну а что касается второй причины образования долгов — низкой платежной дисциплины, то здесь вообще нет никаких секретов. Технологии решения долговой проблемы в коммунальной сфере стары, как мир. Уговоры, предупреждения, арбитражные и гражданские иски и т.д. Абонентская служба предприятия, в составе которой всего шесть человек, трудится в поте лица. И не безрезультатно: собираемость платежей среди населения, например, составляет 96-98%. Больше, говорит Сергей Баранец, собрать невозможно, потому что есть категория граждан, которая не будет платить никогда.

А у самого предприятия, еще раз подчеркнем, долгов за топливо не было с первых дней его существования. Поначалу приходилось очень тяжело, вспоминает директор, брал кредиты в банке, но за газ все равно рассчитывался вовремя. От кредитов удалось уйти только в последние три года.

А если говорить в целом, проблем у «Тепловика» ничуть не меньше, чем у предприятий в других районах. Сети изношены на 65%, потребители переходят на индивидуальное теплоснабжение, что увеличивает удельные затраты поставщика тепла. Материальное благополучие клиентов — как физических, так и юридических лиц — оставляет желать лучшего. Все как у всех. Разница лишь в том, что далеко не все исполняют свои обязательства так, как это делает «Тепловик»…