Пресс-служба
СМИ о нас
Опубликовано: журнал «Омский бизнес-журнал», № 2, февраль 2015 г.
Оригинальная верстка (формат PDF, 181 КБ)
В общих интересах
Чёткие и прозрачные отношения между поставщиком природного газа, газораспределительными организациями (ГРО) и потребителями выгодны всем участникам процесса — уверен генеральный директор ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» Виктор Варжин.
Наша компания присутствует на рынке уже 18 лет, и все эти годы решает две основные задачи: реализация природного газа потребителям и сбор платежей за поставленный ресурс. Понятно, что они неразрывно между собой связаны, поскольку первое действие автоматически влечет за собой второе.
Если говорить об итогах прошедшего года, то ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» полностью выполнило свои обязательства по бесперебойным поставкам топлива. Объем реализации увеличился на 130 миллионов кубометров, а количество абонентов компании возросло на 12 тысяч.
Ситуация с решением второй задачи — сбором платежей — выглядит менее благополучной. Наши предварительные прогнозы подтвердились: общая просроченная задолженность на первое января увеличилась, по сравнению с началом прошлого года, в два с лишним раза и составила 424 миллиона рублей. Причем долги интенсивно наращивали как промышленные потребители, так и предприятия жилищно-коммунального комплекса. Разумеется, такое положение дел компанию не устраивает, и мы применяем весь комплекс предусмотренных законом мер, чтобы его исправить. Вплоть до самых жестких.
Что касается планов акционерного общества на 2015 год, то, помимо текущей деятельности, нам предстоит в большей степени заниматься еще одной важной задачей — совершенствованием учета и ликвидацией сверхнормативных потерь топлива в процессе его доставки потребителям. Понятно, что эта работа началась не сегодня — автоматизированную систему коммерческого учета компания внедряет с 2007 года. На 132 крупных предприятиях по корпоративной программе установлены узлы учета газа, данные с которых в режиме он-лайн поступают в диспетчерскую поставщика. В общей сложности, через такие узлы сегодня проходит порядка 65% реализованного топлива.
А с 2011 года ресурсоснабжающей компанией устанавливаются контрольные пункты с возможностью дистанционной передачи информации на групповых узлах учета. Всего таких контрольных пунктов на данный момент установлено 38, и данные на них поступают от всех категорий потребителей. Максимальный охват учетом, порядка 70% от общего их количества, — в Любинском районе. Ещё существует много кустовых узлов, принадлежащих в основном ГРО и администрациям различного уровня, которые телеметрией не оснащены.
Но, как известно, приборы учета сами по себе ничего не экономят — они только способствуют выявлению потерь. Что, собственно, и произошло в данном случае. Допустим, с ГРС уходит 1000 «кубов», а на контрольный пункт поступает ощутимо меньший объем. Где разница? Потерялась в транспортных сетях. Кстати, их протяженность в области превышает 10 тысяч километров, соответственно, и масштаб потерь может быть весомым.
Откуда они берутся? Во-первых, многие сети служат уже по нескольку десятков лет и сильно изношены, что не исключает аварийность. Во-вторых, обычным делом являются сверхнормативные утечки в крановых и трубных соединениях. В-третьих, большие объемы могут уходить в период пуско-наладочных и профилактических работ. Скажем, в прошлом году в одном из районов области во время опрессовки задвижка газопровода, по нашей информации, была открыта чуть ли не всю ночь. А по документам — совсем другое время. Но как узнать реальные потери, если нет приборов учета?
Проблема очень серьезная, и она касается не только отношений поставщика с транспортной организацией, но и конечных потребителей. По идее, приборы учета должны стоять не только на входе в населенные пункты (там они тоже далеко не везде есть), но и на сетях — на каждом крупном крановом соединении, где проходят границы балансовой принадлежности, что позволит не только определить объём потерь газа в транспортных сетях, но и ускорить процесс ликвидации аварийных ситуаций, а также получать полную статистическую информацию, необходимую для газификации новых объектов.
Учитывая данное обстоятельство, Межрегионгаз и поставил задачу региональным газовым компаниям, занимающимся вопросами взаимодействия со всеми ГРО, создать методику совместной работы газоснабжающих и газотранспортных организаций. Цель — обеспечить достоверный учет и исключить сверхнормативные потери.
Наша компании тоже принимает участие в создании этой методики — в качестве координатора на территории Омской области. Такая же работа идет в других регионах. А на выходе получится документ, позволяющий выстраивать отношения с учетом интересов всех участников процесса: и поставщиков, и газотранспортных организаций, и потребителей.