Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано: газета «Моя земля», № 11, 10 июня 2015 г.
Оригинальная верстка (формат JPEG, 823 КБ)

«Когда денежный долг возвращен, остается долг благодарности»

Одна из проблем современного общества — год от года растущие долги. И большинство из нас знает, неоплаченные долги отрицательно влияют на физическое здоровье и эмоциональное состояние, висят дамокловым мечом. При этом неважно, что дается в долг: деньги, электричество, природный газ... Использовал для себя и семьи — заплати долг, рассчитывайся своевременно. Это, как говорится, жизненная аксиома, утверждение, не требующее доказательств.

Мы беседуем с Мариной Геннадьевной Полозковой, начальником Центрального участка отдела по работе с социально значимой категорией потребителей ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск» о снабжении людей природным газом, о платежах населения, кампании по отключению должников от газовой сети и сложностях в работе с неплательщиками, когда приходится применять жесткие меры, чтобы добиться выполнения абонентами их обязательств.

— Марина Геннадьевна, знаю, что у вас самый большой участок — Ленинский, Октябрьский, Советско-Центральный округа Омска и Омский район. Сколько сотрудников обслуживает пользователей газа на этой территории?

— Вы правы, участок большой. По данным на конец мая 2015 года природный газ на нашем участке получают 74035 абонентов. Наш коллектив 21 человек, на каждого специалиста и контролера Центрального участка приходится больше 10-ти тысяч абонентов.

— Как справляетесь с таким количеством абонентов и объёмом работы?

— Чётко спланированная и организованная работа, опытные специалисты, многие из которых, работают со времени основания отдела, куда входит наш участок, т. е. с 2005 года, разноплановое обучение, в том числе, молодых специалистов и контролеров.

Мы активно используем все методы, которые дает нам современная техника и технологии: ежедневно проводим мониторинг компьютерной базы абонентов, выявляем должников, на основании полученных сведений формируем квитанции для оплаты, готовим предписания, в которых предупреждаем, что в случае отсутствия платежей абонент будет отключен от сети газоснабжения.

Каждое рабочее утро с контролерами проводится планерка, на которой им выдаются наряд-задания, обсуждаются нештатные ситуации, а они достаточно часто возникают, особенно со злостными неплательщиками. Кроме того, обучаем контролёров тому, как правильно вести переговоры и с абонентами, и с нашими помощниками в лице правоохранительных органов, управляющих компаний, старших по домам и т.д. Зачастую наши контролеры и специалисты вынуждены быть настоящими психологами. С кем-то из абонентов надо «разговаривать по душам», подробно объясняя его ошибки, призывая к совести. А есть большая группа абонентов, с которыми приходится разговаривать на языке закона, но жестко и убедительно.

— Вы можете описать портрет современного злостного неплательщика?

— Портрет не один. Есть категория социально опустившихся людей — алкоголиков и наркоманов. Они достаточно агрессивны, но по сути своей не подвергают сомнению применяемых к ним мер по отключению от системы газоснабжения. Понимают, что рано или поздно надо платить долги. Но, не менее сложно и с другой, я бы сказала полярной, категорией абонентов. Это наделенные властью, вполне платежеспособные люди, среди них есть народные избранники — депутаты, и живут ни где-нибудь, а, например, в Старгороде, которые по полгода не платят за потребленный природный газ, и на любые наши призывы к выполнению обязательств по платежам отвечают грубо и ведут себя недостойно. Какой тут призыв к совести поможет? Приходится прибегать к самой крайней мере — отключать от газоснабжения.

— А чем законодательно руководствуетесь при отключениях?

— Мы опираемся на 549 и 354 постановления Правительства, и полностью соблюдаем процедуру отключения. По состоянию расчетов формируется уведомление, в котором указывается срок, до которого абонент обязан погасить задолженность. Направляем уведомление. В 2015 году уже вручено 3042 уведомления. Если неплательщик к указанному сроку не погасит долг, наши специалисты согласно действующему законодательству вправе отключить его от газоснабжения. К этому времени формируются графики отключений по микрорайонам и сельским поселениям. Как правило, на отключения выезжаем бригадой: наш контролер, специалист газораспределительной организации и охранник. Да, не удивляйтесь, зачастую поведение некоторых абонентов-должников бывает опасно для жизни.

— Если должник одумался, и решил оплатить долг непосредственно после приезда бригады по отключению?

— Такие случаи были, и мы, разумеется, принимаем плату, составляем соответствующий акт и процедуру отключения аннулируем. Политика нашего предприятия — отзываться позитивно на любое конструктивное движение со стороны должника. Предположим, у человека образовался долг в 30 000 рублей, а отключаем его через день. Он может написать заявление о рассрочке платежа. Как правило, идём навстречу: совместно составляем график погашения, устанавливаем конечный срок и отслеживаем платежи. Учитываются и уважительные причины: внезапное заболевание, длительная командировка и т. д. Но, стоит помнить, что специалисты не могут знать, какова причина неплатежей — с 10-тью тысячами абонентов они лично не знакомы. Поэтому только на основании заявления абонента возможны шаги по урегулированию вопроса долга с нашей стороны.

Хочется в очередной раз предупредить наших абонентов: если вы должны 3-5 тысяч рублей, и не находите возможность закрыть долг, то после процедуры отключения для восстановления подачи газа вам придется впоследствии кроме суммы долга заплатить за услугу отключения и подключения к сети порядка 3-3,5 тысяч газораспределительной организации. Экономичнее для семейного бюджета изыскать средства для погашения долга и не доводить дело до отключения!

— Среди ваших абонентов скорее всего есть немало действительно занятых людей. Им, наверное, выгоднее платить авансом, чтобы не попасть в разряд должников?

— Мы приветствуем авансовые платежи. Некоторые абоненты вносят плату за несколько месяцев вперед, приписывая на квитанции слово «аванс». В этом случае им необходимо ежемесячно звонить специалисту и сообщать показания счётчика или направлять их по электронной почте. Специалист участка вовремя подскажет, когда авансовый платеж исчерпан, и требуется его пополнить.

— Если у абонента нет счетчика, тогда как производятся расчеты потребления газа?

— При отсутствии счетчика расчет производится по нормативу, с учетом количества проживающих в квартире или доме. Тут приходится сталкиваться с ситуацией, когда число проживающих не соответствует числу прописанных. Найти истину нам помогают соседи, старшие по домам, квартальные, участковые.

— Вернёмся к процедура отключений, они проводится в течение всего года?

— Отключение должников, использующих газ на пищеприготовление, проводится в течение всего года. С начала года на нашем участке было отключено 32 абонента. Процедура отключения абонентов, использующих газ на отопление, начинается после официального завершения отопительного сезона в нашем регионе.

— Марина Геннадьевна, обсуждаемая тема исключительно злободневная. Есть ли у абонентов возможность обратиться к вашим специалистам за разъяснениями по различным вопросам?

— Наши специалисты всегда рады помочь абонентам Центрального участка. Ждем их в офисах на улицах П. Ильичева, 3 и Жукова, 65 в понедельник, вторник и четверг с 9 до 18 часов. Ни один вопрос, в том числе отправленный по почте, не останется без ответа. В неприемные дни специалисты обрабатывают полученные материалы, готовят уведомления о задолженности или иски для суда.

— Могли бы вы назвать самые благополучные по платежам районы?

— Самый благополучный район — это сельские поселения Омского района. Там работа с должниками проводится более конструктивно, зачастую решается по совести, а не через суд. Хуже всего обстоят дела в Ленинском округе, особенно в микрорайоне Старая Московка.

— Может быть, у вас есть информация о газификации садоводческих товариществ?

— Садоводческие товарищества тоже начинают газифицироваться. Инициативная группа СНТ «Садовод-1» по Красноярскому тракту дело по газификации довела до логического завершения. Сады по Черлакскому направлению — «Комиссаровское», «Простор» и другие, где построены дома для постоянного проживания, давно газифицированы. Цивилизация берет свое. Наша задача в этом смысле предоставлять качественные услуги по подаче голубого топлива, помогать в освоении газового оборудования (в основном это работа газораспределительной организации, но и мы принимаем непосредственное участие), давать разъяснения по платежам.

А задача абонента — вовремя и в полной мере оплачивать предоставленные услуги, а именно — до 10 числа месяца следующего за расчётным. Как говорил один из героев романа «Граф Монте-Кристо»: «Когда денежный долг возвращен, остается долг благодарности». Рассчитывайтесь за потреблённое топливо ежемесячно, не копите долги.

...В следующем номере читайте ответы на актуальные, в т.ч. и для потенциальных абонентов, вопросы о поверке счётчиков газа, о задолженности за газ при приобретении квартиры и многие другие.

Записала С. Айтмухаметова