Пресс-служба
СМИ о нас
Опубликовано: журнал «Омский бизнес-журнал», № 12, декабрь 2018 г.
Оригинальная верстка (формат PDF, 85 КБ)
Долговой индикатор
Проблема неплатежей является отражением дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства
На протяжении последних лет просроченная задолженность потребителей за природный газ неуклонно растет. К сожалению, не удалось переломить эту негативную тенденцию и в 2018 году — общий объем долга перешагнул отметку в миллиард рублей.
Весомая доля неплатежей приходится на теплоснабжающие организации (ТСО). К первому ноября задолженность ТСО перед поставщиком составляла более 600 миллионов рублей. К началу отопительного сезона ТСО предоставляют графики погашения долгов, которые подписывают также главы муниципальных образований, и эти графики не выполняются. Уже в октябре, например, из восемнадцати организаций, предоставивших подобные графики, только пять их соблюдали. При этом не осуществляются и текущие платежи, то есть идет накопление новых долгов.
Поскольку меры предупредительно-профилактического характера должного результата не приносят, «Газпром межрегионгаз Омск» вынужден применять механизмы принудительного взыскания — через суд. В 2018 году размер исковых требований к ТСО в Арбитражном суде превысил миллиард рублей. К примеру, в октябре и ноябре вступили в силу три судебных решения о взыскании долгов только с МП г. Омска «Тепловая компания» на общую сумму 397 миллионов рублей. Причем 200 миллионов эта компания во втором полугодии погасила добровольно.
Конечно же, судебные разбирательства занимают много времени, но практика показывает, что обращение в суд является достаточно эффективным инструментом возврата средств за потребленный, но неоплаченный ресурс.
Есть и другие инструменты. Например, в соответствии с законом «О газоснабжении в РФ» поставщик имеет право требовать от потребителей, нарушающих сроки расчетов за газ, предоставления банковских гарантий. И мы такие требования к ТСО-неплательщикам предъявляем. А поскольку они их игнорируют, компания направляет в Ростехнадзор обращения о привлечении к ответственности ТСО за невыполнение предусмотренной законом обязанности по предоставлению таких гарантий.
Почему теплоснабжающие организации не пользуются этим механизмом, в общем-то, понятно. Во-первых, банковская гарантия является финансовой услугой, за которую нужно платить. А во-вторых, её сложно получить. Каждый банк заботится о сохранности собственных средств и в первую очередь оценивает свои риски. Разумеется, когда речь идет о злостных должниках, они заведомо высоки.
В результате на поставщика перекладываются те риски, которыми он реально управлять не может и не должен. Да, ООО «Газпром межрегионгаз Омск» обязано применять и применяет весь набор предусмотренных законодательством инструментов для уменьшения дебиторской задолженности. Но компания не занимается тарифообразованием, предоставлением коммунальных услуг, не отвечает за состояние инфраструктуры жизнеобеспечения региона и эффективность управления ею — это все зона ответственности руководства организаций и органов исполнительной власти.
В первую очередь, на дисциплине платежей сказывается сама по себе возможность пользоваться неоплаченным ресурсом. Когда на практике начинает действовать принцип «нет денег — нет товара» средства почти всегда находятся. Летом, например, от газоснабжения были отключены порядка четырех тысяч абонентов-физических лиц. И подавляющее большинство из них к отопительному сезону рассчитались с долгами, причем, с учетом затрат на отключение-подключение, заплатили они существенно больше, чем добросовестные плательщики.
Теплоснабжающие организации, хронически пребывающие в разряде злостных должников, тоже платят — после вынесения судебных решений или же при возникновении реальной угрозы ограничения подачи газа. Понятно, что приостановка газоснабжения — мера крайняя и очень болезненная, но до тех пор, пока у потребителей будет возможность пользоваться неоплаченными ресурсами, нарастающий вал неплатежей остановить не удастся.
Можно долго рассуждать об экономических трудностях, но очевидно, что долговая проблема является катализатором кризисных процессов в экономике в целом и индикатором положения дел в жилищно-коммунальном хозяйстве, в частности. Совсем не случайно государство постоянно ужесточает свои позиции в этом вопросе. Как на законодательном уровне, так и в сфере правоприменительной практики.