Пресс-служба

СМИ о нас

Опубликовано: журнал «Омский бизнес-журнал», № 9-10, сентябрь-октябрь 2019 г.
Оригинальная верстка (формат PDF, 95 КБ)

Причины и следствия

Без системных изменений в сфере ЖКХ долговую проблему решить невозможно

В очередной раз приходится констатировать: негативные тенденции с платежами за природный газ продолжают нарастать. На первое сентября просроченные долги самой проблемной категории потребителей — теплоснабжающих организаций — составили 1,03 миллиарда рублей.

Между тем, надежды на изменение ситуации были, поскольку в начале лета ООО «Газпром межрегионгаз Омск» и правительство региона подписали график погашения просроченной дебиторской задолженности за потребленный ТСО муниципальных районов области и города Омска ресурс.

Соглашением предусматривалось ежемесячное уменьшение прошлых долгов и обеспечение полной оплаты текущего потребления. При соблюдении графика просроченная задолженность ТСО должна была снизиться в несколько раз и составлять на конец года не более 226,3 млн рублей. К сожалению, объем неисполненных платежных обязательств к началу осени увеличился, а не сократился.

Сложившаяся ситуация заставила поставщика пойти на жесткие меры. С 12 сентября, после соблюдения всех предусмотренных законом уведомительных процедур, ООО «Газпром межрегионгаз Омск» ограничило до уровня среднеоплаченных объемов поставку топлива 18 теплоснабжающим организациям из 15 районов области и города Омска. Ограничения введены для ТСО, систематически игнорирующих законные требования поставщика ресурса о погашении накопленной задолженности. По сути, они поставили под угрозу срыва своевременное начало отопительного сезона.

Что касается самого крупного дебитора — МП г. Омска «Тепловая компания», — просроченная задолженность которого на 1 сентября составила 513 млн рублей, то в отношении него процедура ограничения временно приостановлена на основании решения суда о введении обеспечительных мер. Поставщик обжалует это судебное решение в апелляционной инстанции.

Муниципальное предприятие уже на протяжении нескольких лет грубо нарушает платежную дисциплину, и не видно никаких предпосылок к изменению ситуации. Конечно же, ООО «Газпром межрегионгаз Омск» мириться с таким положением не может, и не исключено, что для взыскания долга поставщик вынужден будет пойти на крайние меры, в том числе обратится в суд с заявлением о признании данного дебитора несостоятельным. И не понятно, как в этом случае администрация города будет выполнять возложенные на нее законом обязательства перед населением.

Помимо ежемесячного графика погашения долгов, соглашение между ООО «Газпром межрегионгаз Омск» и правительством области предусматривало проведение финансового и технического аудита проблемных ТСО со стороны региональной власти. Это очень важный пункт, поскольку без выявления реальных причин неплатежей ситуацию изменить невозможно.

Ссылки на ухудшение материального положения омичей ничего не объясняют. В конце концов, ООО «Газпром межрегионгаз Омск» тоже напрямую работает с абонентами-физическими лицами, которых у него 247 тысяч, и подавляющее их большинство за газ исправно рассчитывается. Собственно, сами ТСО-должники на судебных заседаниях предоставляют информацию, из которой следует, что их конечные потребители рассчитываются за коммунальные услуги практически в полном объеме. Вопрос, куда уходят поступающие платежи? Ответа на него как не было, так и нет.

Понятно, что причины роста долгов могут быть самые разные. Это и неэффективное управление ТСО, и нецелевое использование финансовых ресурсов, а порой и просто откровенные злоупотребления, которые вполне тянут на уголовные дела. Теплоснабжающие организации плохо используют предоставленные им законом инструменты для повышения платежной дисциплины. По-прежнему распространена практика самобанкротства ТСО, накопивших долги, и создания на их месте новых, тоже не выполняющих своих обязательств. Безусловно, есть и проблемы, связанные с недостаточностью тарифного регулирования.

Однако для того, чтобы бороться с негативными явлениями, нужно иметь достоверный и полный анализ реальной картины дел. В противном случае, невозможно эффективное использование механизмов, разработанных законодателем для нормализации положения дел в жилищно-коммунальной сфере.

В том же подписанном с правительством области соглашении как раз и предусматривался анализ причин формирования долгов на заседаниях межведомственной комиссии. К сожалению, и этот пункт остался на бумаге. Неоднократные письма-обращения поставщика газа в администрацию области о необходимости проведения таких рабочих совещаний оставались без ответа.

Иными словами, не видно никаких предпосылок к изменению ситуации, а долги, между тем, продолжают расти. Фактически, речь идет о грубом и систематическом нарушении законодательства, регулирующего взаимоотношения поставщика газа и ТСО. А основным инструментом воздействия на должников у ресурсоснабжающей организации по-прежнему остается взыскание долгов по суду. В судах в настоящее время рассматривается более 80 таких дел. С помощью этого инструмента сегодня главным образом и «регулируется» объем просроченной задолженности за потребленное топливо…